Морской порт в Мурманске по праву называют северными воротами страны. Фактически это самый крайний порт, который расположен за Полярным Кругом и при этом не замерзает. Более того, именно здесь размещен флот атомных подводных лодок. В 1933 году ледокол «Челюскинец» начал свое плавание именно из этого порта.
Сама история города тесно связана с расположенным в нем портом. В 1917 году порт Романов-на-Мурмане получил статус города и обрел свое название «Мурманск». Логично, что «морской образ» жизни не мог не сказаться на населении города: большая часть жителей задействована в работах на порту.
Восточная Сибирь также может похвастаться расположением на своей территории порта, который входит в крупнейшие порты России. Также он является самым большим предприятием, специализирующимся на переработке грузов, в Енисейском бассейне.
Расположение порта делает его одной из самых важных составляющих транспортной развязки Сибири. Он находится на пересечении многих воздушных трасс, через него проходит легендарная Транссибирская магистраль, автотрассы.
Средняя пропускная черта – около 30-ти тыс. тонн в год. Занимается Красноярский речной порт перевалкой грузов, грузоперевозками, перевозками пассажиров.
Данные в этой статье приведены по состоянию на 2011 год. Вы можете помочь, обновив информацию в статье. |
Ниже представлен список портов Российской Федерации с их основными характеристиками. Голубым цветом в таблице выделены незамерзающие порты, зелёным — порты Северного морского пути[6][7].
Атлантический океан | ||||||||
Азовское море | ||||||||
Азов | гор. Азов Ростовская область Ростовская область |
47°07′05″ с. ш.39°25′21″ в. д. (G) | 11 + 1,34 | 4 756,8 | 150 / 18 / 3,7 | 27 ед. (3 909,5 м) | 10 | |
Ейск | гор. Ейск Краснодарский край Краснодарский край |
46°43′31″ с. ш.38°16′33″ в. д. (G) | 0,87 + 0,69 | 3 998,2 | 142 / 18 / 4,5 | 15 ед. (2 649 м) | 9 | |
Ростов-на-Дону | гор. Ростов-на-Дону Ростовская область Ростовская область |
47°12′10″ с. ш.39°41′26″ в. д. (G) | 12,84 + 2,84 | 10 366,6 | 140 / 16,7 / 3,5 | 54 ед. (8 978,9 м) | 24 | |
Таганрог | гор. Таганрог Ростовская область Ростовская область |
47°12′21″ с. ш.38°57′07″ в. д. (G) | 9,76 + 0,54 | 3 467,5 | 149 / 18 / 4,7 | 9 ед. (1 765,7 м) | 3 | |
Темрюк | гор. Темрюк Краснодарский край Краснодарский край |
45°19′33″ с. ш.37°22′40″ в. д. (G) | 22,68 + 2,29 | 2 347,9 | 140 / 17,5 / 4,8 | 10 ед. (1 394,8 м) | 5 | |
Чёрное море | ||||||||
Анапа | гор. Анапа Краснодарский край Краснодарский край |
44°53′52″ с. ш.37°18′25″ в. д. (G) | 2,09 + 0,02 | 0 | 114 / 16 / 3,7 | 5 ед. (589 м) | 1 | |
Геленджик | гор. Геленджик Краснодарский край Краснодарский край |
44°34′26″ с. ш.38°01′34″ в. д. (G) | 10,7 + 0,07 | 382,6 | 114 / 14 / 3,8 | 9 ед. (795,8 м) | 3 | |
Кавказ | Темрюкский район Краснодарский край Краснодарский край |
45°20′28″ с. ш.36°40′22″ в. д. (G) | 23,24 + 0,46 | 8 304,2 | 150 / 21 / 5[8] | 8 ед. (988 м) | 4 | |
Новороссийск | гор. Новороссийск Краснодарский край Краснодарский край |
44°43′49″ с. ш.37°46′51″ в. д. (G) | 344 + 2,38 | 116 139,5 | 295 / 45 / 13,1[9] | 88 ед. (15 287,7 м) | 9 | |
Сочи | гор. Сочи Краснодарский край Краснодарский край |
43°24′36″ с. ш.39°55′58″ в. д. (G) | 17,72 + 0,38 | 2 446,1 | 190 / 27 / 8 | 20 ед. (2 390,0 м) | 2 | |
Тамань | с. Волна Темрюкский район Краснодарский край Краснодарский край |
45°07′39″ с. ш.36°41′13″ в. д. (G) | 89,51 + 0,36 | 1 235,0 | 225 / 32,3 / 11,4 | 4 ед. (937,0 м) | 2 | |
Туапсе | гор. Туапсе Краснодарский край Краснодарский край |
44°05′34″ с. ш.39°04′37″ в. д. (G) | 25,18 + 0,38 | 19 404,7 | 250 / 44 / 12 | 31 ед. (5 025,4 м) | 7 | |
Керчь[10] | гор. Керчь Крым Крым |
45°21′00″ с. ш.36°29′00″ в. д. (G) | ||||||
Севастополь[10] | Севастополь Севастополь |
44°37′00″ с. ш.33°32′00″ в. д. (G) (Севастопольская бухта) 44°35′00″ с. ш.33°25′00″ в. д. (G)(Камышовая бухта) |
215,6 + 12 | 229,1 / 32,26 / 12,4
(Севастопольская бухта)225 / 36 / (Камышовая бухта) |
39 (3530,4) | |||
Феодосия[10] | гор. Феодосия Крым Крым |
45°01′00″ с. ш.35°23′00″ в. д. (G) | ||||||
Ялта[10] | гор. Ялта Крым Крым |
44°29′00″ с. ш.34°11′00″ в. д. (G) | ||||||
Евпатория[10] | гор. Евпатория Крым Крым |
45°10′00″ с. ш.33°21′00″ в. д. (G) |
Атлантический океан | ||||||||
Балтийское море | ||||||||
Выборг | гор. Выборг Ленинградская область Ленинградская область |
60°42′43″ с. ш.28°43′46″ в. д. (G) | 2,87 + 0,17 | 1 103,6 | 135 / 24 / 6,5 | 9 ед. (1 327,0 м) | 2 | |
Высоцк | гор. Высоцк Выборгский район Ленинградская область Ленинградская область |
60°37′06″ с. ш.28°33′39″ в. д. (G) | 1,26 + 1,44 | 13 422,0 | 250 / 44 / 13,2 | 8 ед. (1 595,7 м) | 2 | |
Калининград | гор. Калининград Калининградская область Калининградская область |
54°40′08″ с. ш.20°24′14″ в. д. (G) | 17,73 + 8,32 | 13 352,2 | 200 / 30 / 9,5 | 101 ед. (14 100,0 м) | 30 | |
Приморск | гор. Приморск Выборгский район Ленинградская область Ленинградская область |
60°21′28″ с. ш.28°37′08″ в. д. (G) | 31,36 + 2,47 | 75 124,9 | 307 / 55 / 15,85 | 10 ед. (2 788,4 м) | 3 | |
Санкт-Петербург (Большой порт) |
Санкт-Петербург Санкт-Петербург |
59°52′50″ с. ш.30°11′57″ в. д. (G) | 628,9 + 5,29 | 59 989,6 | 320 / 42 / 11 | 145 ед. (22 364,2 м) | 29 | |
Санкт-Петербург (Пассажирский порт) |
Санкт-Петербург Санкт-Петербург |
59°55′34″ с. ш.30°14′07″ в. д. (G) | 3,04 + 0,33 | 0 | 311 / 42 / 8,8 | 7 ед. (2 171,0 м) | 1 | |
Усть-Луга | Кингисеппский район Ленинградская область Ленинградская область |
59°40′29″ с. ш.28°24′37″ в. д. (G) | 67,56 + 10,56 | 22 692,9 | 285,4 / 50 / 14,8 | 19 ед. (4 061,7 м) | 9 |
Каспийское море | ||||||||
Астрахань | гор. Астрахань Астраханская область Астраханская область |
46°19′00″ с. ш.47°59′40″ в. д. (G) | 54,96 + 2,0 | 4 655,5 | 150 / 20 / 4,2 | 33 ед. (4 510,0 м) | 20 | |
Махачкала | гор. Махачкала Республика Дагестан Республика Дагестан |
42°59′23″ с. ш.47°30′16″ в. д. (G) | 5,58 + 0,59 | 5 371,1 | 150 / 20 / 6,5 | 20 ед. (2 113,0 м) | 2 | |
Оля | с. Оля Лиманский район Астраханская область Астраханская область |
45°46′51″ с. ш.47°33′09″ в. д. (G) | 53,12 + 3,25 | 557,7 | 135 /16,2 / 4,5 | 4 ед. (688,2 м) | 1 |
Тихий океан | ||||||||
Петропавловск-Камчатский | гор. Петропавловск-Камчатский Камчатский край Камчатский край |
53°00′06″ с. ш.158°39′25″ в. д. (G) | 1792,16 + 1,37 | 2 411,0 | 200 / 25 / 9 | 56 ед. (6 089,1 м) | 8 | |
Охотское море | ||||||||
Корсаков | гор. Корсаков Сахалинская область Сахалинская область |
46°37′26″ с. ш.142°46′02″ в. д. (G) | 65,50 + 0,33 | 1 431,6 | 300 / б/о[11] / 17,5 | 30 ед. (2 737,3 м) | 8 | |
Магадан | гор. Магадан Магаданская область Магаданская область |
59°32′03″ с. ш.150°46′01″ в. д. (G) | 17,38 + 0,33 | 1 222,2 | 162,1 / 22,9 / 9,9 | 10 ед. (1 707,6 м) | 6 | |
Москальво | с. Москальво Охинский район Сахалинская область Сахалинская область |
53°32′50″ с. ш.142°31′09″ в. д. (G) | 52,3 + 0,18 | 32,8 | 150 / 40 / 6 | 6 ед. (657 м) | 2 | |
Мыс Лазарева | пгт Лазарев Николаевский район Хабаровский край Хабаровский край |
52°14′14″ с. ш.141°30′42″ в. д. (G) | 0,07 + 0,02 | 0 | 120 / 14 / 0,9[12] | 4 ед. (582 м) | 0 | |
Николаевск-на-Амуре | гор. Николаевск-на-Амуре Хабаровский край Хабаровский край |
53°08′08″ с. ш.140°42′45″ в. д. (G) | 6,93 + 0,17 | 129,9 | 140 / 18 / 4,5 | 8 ед. (791,6 м) | 2 | |
Охотск | пгт Охотск Хабаровский край Хабаровский край |
59°21′38″ с. ш.143°14′29″ в. д. (G) | нет данных | 105,9 | 105 / 15 / 3,8 | 9 ед. (615 м) | 2 | |
Поронайск | гор. Поронайск Сахалинская область Сахалинская область |
49°13′49″ с. ш.143°07′03″ в. д. (G) | 12,50 + 0,04 | 0 | 37 / 7 / 1,9 | 6 ед. (386,7 м) | 0 | |
Пригородное | Корсаковский район Сахалинская область Сахалинская область |
46°37′29″ с. ш.142°54′25″ в. д. (G) | 57,80 + 0,20 | 16 328,4 | 300 / б/о[11] / 17,5 | 4 ед. (951,3 м) | 1 | |
Японское море | ||||||||
Александровск-Сахалинский | гор. Александровск-Сахалинский Сахалинская область Сахалинская область |
50°53′47″ с. ш.142°07′50″ в. д. (G) | 3,69 + 0,04 | 0 | 34 / 7,2 / 2,4 | 4 ед. (442,1 м) | 1 | |
Ванино | пгт Ванино Хабаровский край Хабаровский край |
49°05′16″ с. ш.140°16′18″ в. д. (G) | 16 + 4,58 | 19 066,0 | 292 / 45 / 18 | 21 ед. (3 382 м) | 3 | |
Владивосток | гор. Владивосток Приморский край Приморский край |
43°06′48″ с. ш.131°53′08″ в. д. (G) | 131,06 + 2,26 | 11 836,2 | 290 / 35 / 13 | 57 ед. (12 315,7 м) | 24 | |
Восточный | гор. Находка Приморский край Приморский край |
42°44′03″ с. ш.133°04′44″ в. д. (G) | 62,66 + 3,86 | 38 356,8 | 290 / 45 / 16 | 25 ед. (5 497,2 м) | 8 | |
Де-Кастри | с. Де-Кастри
Ульчский районХабаровский край |
51°27′59″ с. ш.140°46′58″ в. д. (G) | 68,48 + 0,03 | 8 056,4 | 250 / 50 / 15 | 4 ед. (361 м) | 2 | |
Зарубино | пгт Зарубино
Хасанский районПриморский край |
42°38′40″ с. ш.131°04′58″ в. д. (G) | 27,0 + 0,39 | 117,1 | 130 / 18 / 7,5 | 7 ед. (841 м) | 2 | |
Находка | гор. Находка Приморский край Приморский край |
42°48′23″ с. ш.132°52′48″ в. д. (G) | 127,45 + 2,84 | 14 986,6 | 245 / 44 / 11,5 | 108 ед. (16 810,4 м) | 27 | |
Невельск | гор. Невельск Сахалинская область Сахалинская область |
46°40′06″ с. ш.141°51′11″ в. д. (G) | 2,25 + 0,85 | 107,6 | 120 / 16 / 5,5 | 26 ед. (2 701 м) | 13 | |
Ольга | пгт Ольга Приморский край Приморский край |
43°44′25″ с. ш.135°16′52″ в. д. (G) | 57,36 + 0,43 | 1 631,5 | 200 / 18 / 8 | 11 ед. (1 566,2 м) | 5 | |
Посьет | пгт Посьет
Хасанский районПриморский край |
42°39′05″ с. ш.130°48′27″ в. д. (G) | 22,5 + 0,88 | 5 317,4 | 183 / 32 / 9 | 16 ед. (2 467,2 м) | 5 | |
Советская Гавань | гор. Советская Гавань Хабаровский край Хабаровский край |
48°57′27″ с. ш.140°15′55″ в. д. (G) | 24 + 1,36 | 524,7 | 180 / 25 / 10 | 18 ед. (2 974 м) | 11 | |
Холмск | гор. Холмск Сахалинская область Сахалинская область |
47°02′48″ с. ш.142°02′29″ в. д. (G) | 15,62 + 0,49 | 2 192,4 | 130 / 22 / 8 | 27 ед. (2 469,4 м) | 6 | |
Шахтёрск | гор. Шахтёрск Углегорский район Сахалинская область Сахалинская область |
49°09′44″ с. ш.142°03′17″ в. д. (G) | 12,42 + 0,14 | 1 566,5 | 150 / 20 / 4,6 | 28 ед. (2 113 м) | 4 |
Северный Ледовитый океан | ||||||||
Баренцево море | ||||||||
Варандей | п. Варандей Заполярный район Ненецкий автономный округ Ненецкий автономный округ |
68°49′28″ с. ш.58°04′08″ в. д. (G) | 24,98 + 0,02 | 4 010,6 | 120 / 15 / 3,5 | 2 ед. (199,9 м) | 2 | |
Мурманск | гор. Мурманск Мурманская область Мурманская область |
68°58′25″ с. ш.33°03′33″ в. д. (G) | 53,70 + 6,46 | 25 687,2 | без ограничений | 97 ед. (11 525,8 м) | 20 | |
Нарьян-Мар | гор. Нарьян-Мар Ненецкий автономный округ Ненецкий автономный округ |
67°38′48″ с. ш.52°59′39″ в. д. (G) | 5,62 + 0,22 | 103,8 | 114 / 14 / 3,6[13] | 4 ед. (384,6 м) | 1 | |
Белое море | ||||||||
Архангельск | гор. Архангельск Архангельская область Архангельская область |
64°32′04″ с. ш.40°30′48″ в. д. (G) | 112 + 2,12 | 4 264,3 | 190 / 30 / 9,2 | 61 ед. (7 454,3 м) | 19 | |
Витино | с. Белое Море
Кандалакшский районМурманская область |
67°04′46″ с. ш.32°19′28″ в. д. (G) | 11,59 + 0,19 | 4 153,1 | 230 / 32,2 / 11,1 | 4 ед. (512 м) | 1 | |
Кандалакша | гор. Кандалакша Мурманская область Мурманская область |
67°09′14″ с. ш.32°23′24″ в. д. (G) | 5,09 + 0,26 | 916,7 | 200 / 30 / 9,8 | 5 ед. (584,5 м) | 2 | |
Мезень | гор. Мезень Архангельская область Архангельская область |
65°52′01″ с. ш.44°12′21″ в. д. (G) | нет данных | 14,6 | нет данных | 2 ед. (220 м) | 3 | |
Онега | гор. Онега Архангельская область Архангельская область |
63°55′50″ с. ш.38°01′57″ в. д. (G) | 845,59 + 0,03 | 71,0 | 242 / 32,4 / 13,6 | 7 ед. (880 м) | 4 | |
Восточно-Сибирское море | ||||||||
Певек | гор. Певек Чукотский автономный округ Чукотский автономный округ |
69°41′41″ с. ш.170°15′32″ в. д. (G) | 8,9 + 0,19 | 189,0 | 172,2 / 24,6 / 9 | 3 ед. (500 м) | 1 | |
Карское море | ||||||||
Амдерма | п. Амдерма Ненецкий автономный округ Ненецкий автономный округ |
69°45′21″ с. ш.61°39′08″ в. д. (G) | 0,01+0,63 | 0 | нет данных | 2 ед. (346,11 м) | 0 | |
Диксон | пгт Диксон Таймырский район Красноярский край Красноярский край |
73°30′14″ с. ш.80°29′59″ в. д. (G) | нет данных | 0 | нет данных | 2 ед. (200 м) | 0 | |
Дудинка | гор. Дудинка Красноярский край Красноярский край |
69°24′32″ с. ш.86°09′19″ в. д. (G) | 30,22 + 0,25 | 1 102,1 | 260,3 / 32,2 / 11,8 | 9 ед. (1 795,6 м) | 2 | |
Игарка | гор. Игарка Туруханский район Красноярский край Красноярский край |
67°27′42″ с. ш.86°33′19″ в. д. (G) | нет данных | 2,5 | нет данных | 16 ед. (2 380 м) | 1 | |
Море Лаптевых | ||||||||
Тикси | пгт Тикси Якутия Якутия |
71°37′59″ с. ш.128°53′22″ в. д. (G) | 96,78 + 0,07 | 55,5 | 129,5 / 15,8 / 3,9 | 2 ед. (315,0 м) | 1 | |
Хатанга | с. Хатанга Таймырский район Красноярский край Красноярский край |
71°58′49″ с. ш.102°27′24″ в. д. (G) | нет данных | 0 | нет данных | 2 ед. (700 м) | 1 | |
Тихий океан | ||||||||
Берингово море | ||||||||
Анадырь | гор. Анадырь Чукотский автономный округ Чукотский автономный округ |
64°44′11″ с. ш.177°30′51″ в. д. (G) | 45,33 + 0,12 | 215,6 | 177 / 25 / 7 | 6 ед. (686 м) | 1 | |
Беринговский | пгт Беринговский Анадырский район Чукотский автономный округ Чукотский автономный округ |
63°03′47″ с. ш.179°21′20″ в. д. (G) | 4318 + 0,22 | 48,8 | 34 / 7 / 2[14] | 5 ед. (269 м) | 1 | |
Провидения | пгт Провидения Чукотский автономный округ Чукотский автономный округ |
64°26′08″ с. ш.173°13′03″ з. д. (G) | нет данных | 22,5 | ? / ? / 9 | 6 ед. (524 м) | 1 | |
Эгвекинот | пгт Эгвекинот Чукотский автономный округ Чукотский автономный округ |
66°14′44″ с. ш.179°05′03″ з. д. (G) | 5,75 + 0,07 | 128,4 | 177 / 25 / 12 | 3 ед. (565,3 м) | 1 |
Конечно, это всего лишь краткая информация о морских портах России, их планировке, включая грузооборот. Страна окружена портами по всей своей территории, расположенными рядом с крупными водоемами. Однако, учитывая объемы экспорта и импорта, которые Россия берет на себя ежегодно, очевидно, что такие моменты имеют жизненно важное значение для дальнейшего развития страны.
Важнейший для России Находкинский порт имеет такое значение не только из-за торговых целей: это крупнейший узел на Тихом океане, который включает в себя нефтяные терминалы.
На берегах бухты торговым мореплаванием занимались издревле. Еще в 19 веке здесь была построена удобная гавань и пристань, чтобы суда могли без проблем грузиться. К 20 веку заработала линия пассажирского судоходства, на которой выполнялись регулярные рейсы.
В середине 40-х годов советское правительство приняло решение о строительстве в Находке крупного порта. Он возводился силами заключённых из ГУЛАГа и других пересыльных лагерей. Через Находку эти люди потом отправлялись в ссылку в Магадан.
Находится на полуострове Трудный у берегов залива Находка в Японском море. Экономика города узко специализирована на портово-транспортном комплексе. Неподалеку от города находится глубоководная гавань федерального значения Восточный. В самом городе есть еще одна, которая занимается рыболовством, переработкой рыбы, ремонтом судов.
Восточный ежегодно выполняет грузооборот до 69,2 млн тонн. Размещен в бухте Врангеля (Японское море, залив Находка). Входит в крупнейший транспортный узел России на Тихом океане под названием «Восточный-Находка». Здесь есть угольный, нефтеналивной, контейнерный универсальный терминалы.
Вступили в силу изменения в Политике конфиденциальности. Нажимая на кнопку «Я согласен» или продолжая пользоваться сервисом, Вы подтверждаете принятие этих изменений.
Самая крупная и оживлённая гавань на Черном море принадлежит городу Туапсе. На 3 километрах расположились 19 причалов, куда ежедневно пришвартовываются суда с овощами и зерном, а также пассажирские теплоходы из более чем 30 стран мира.
Туапсинский порт считается градообразующим предприятием и центральным объектом для экономики всего региона.
Любопытно, что порт имеет не только промышленное значение, но является и туристическим объектом.
А все благодаря вышке диспетчерского пункта на высоте 70 метров над землей. Она выполнена в виде стеклянного шара на монолитном штыре, за что получила ласковое название «чупа-чупс». Хрупкость этой башни обманчива: она спроектирована так, чтобы выдержать землетрясение до 9 баллов.
Россия построит новый крупный глубоководный порт на Балтике за 270 миллиардов рублей. Что известно о строительстве в Приморске нового глубоководного порта Приморский УПК. Каковы сроки строительства нового глубоководного морского порта на Балтике в Ленинградской области. Каков грузооборот нового порта Приморский УПК.
Если Санкт-Петербург носит название «Большой», то прозвище Новороссийск обязательно должно быть «Великан». Порт, расположенный на Черном море, является ведущим центром России по экспорту зерна, а также ее крупнейшим портом, относящимся к европейскому югу страны. Чтобы дать представление о масштабах порта, за январь-август 2020 года было перевезено более 85 миллиона тонн грузов.
Порт Новороссийск может похвастаться 43 причалами на площади почти 1000 квадратных метров. Глубина варьируется от 4,5 метров до 24 метров. 180 тысяч м² открытых складских площадей были приравнены к 62,2 тысячам м² закрытых помещений, включая складские помещения для хранения грузов.
Расположение Новороссийска обеспечивает выход к Черному морю и за его пределы. Транзитные маршруты связывают порт с Европой, Ближним Востоком, Северной Африкой, Азией, даже Южной Америкой. С экономической точки зрения это один из важнейших портов России, поскольку Россия является крупнейшим мировым экспортером зерна. Без порта Новороссийск вряд ли Россия будет иметь такой высокий сельскохозяйственный профиль.
Владивосток — один из крупнейших портов Тихоокеанского побережья России. Закрытый для иностранных посетителей до распада Советского Союза, порт был открыт для международных перевозок уже более двух десятилетий. С 2015 года Владивосток получил статус свободного порта на следующие 70 лет. Значительные налоговые льготы, а также упрощенные процедуры таможенного контроля и проверки — вот лишь некоторые из преимуществ, которыми сегодня обладает Владивосток.
Грузооборот за три квартала 2020 г. составил более 10 млн тонн, что на 12% больше, чем показатели предыдущего года. Сам порт находится в пределах легкой досягаемости от Китая, Кореи и Японии, что делает его идеальным центром для азиатской торговли.
Порт Владивосток оснащен современным складским, грузовым и бункеровочным комплексом. Это один из наиболее оснащенных портов Дальнего Востока. Включены 15 причалов общей протяженностью 4,1 километра, включая площадь консолидированного хранения 353 тысячи км².
Калининград — ближайший российский порт к континентальной Европе, зажатый между Польшей и Литвой на побережье Балтийского моря. Однако за прошедшее первое полугодие товарооборот снизился на 7,6%.
Через порт расположены 19 причалов, каждый с козловым краном, самый глубокий составляет 10,5 метров. Площадь открытых складских площадей составляет 238,2 км², из них 44,8 тысячи км² складских помещений в доках.
Поскольку порт расположен в Калининградской особой экономической зоне России, он разделяет I и IX трансъевропейские транспортные коридоры пополам. Сравнительно небольшие расстояния между Калининградским портом и другими крупными европейскими портами, такими как Копенгаген, Таллинн, Хельсинки, делают его уникальным среди западных морских портов России.
Российский грузооборот перепрофилируется на порты России. Усть-Луга, Петербургский порт, порт Приморск занимают первые три места по грузообороту, Клайпеда только на 4 месте. И это при условии, что порт Усть-Луга еще достраивается и не вышел, что называется, на полную мощность.
Даже ледяные воды Баренцева моря не могут замедлить торговлю с Россией. Порт Мурманск — образец российской изобретательности и упорства. Мурманский морской порт, расположенный за Полярным кругом, является незамерзающим круглый год, обеспечивая север России жизненно важным спасательным кругом.
Сам порт также является одним из крупнейших в России по грузообороту. За первые три квартала этого года через Мурманск прошло свыше 20 миллионов тонн. Порт обслуживают 16 причалов, самый глубокий из которых имеет максимальную рабочую глубину 14,9 метра.
Тот факт, что Мурманск круглый год свободен ото льда, дает ему значительное преимущество перед Архангельском и другими портами, которые каждую зиму замерзают. Мурманск является важной частью глобальной морской торговой сети. Например, Арктический мост заходит в порт Мурманск, связывая Россию с Северной Америкой и Дальним Востоком.
Мегаполис на северо-западе России, в устье реки Нева, на побережье Финского залива. Здесь сосредоточено главное командование ВМФ и крупная морская бухта с протяженностью причальной линии длиной 31 км. Обеспечивает торговое мореплавание в бухте Петербурга, за его пределами. Здесь осуществляется перегрузка нефтепродуктов, лесных грузов, металлов, металлолома, угля, контейнеров, химических грузов, руды. Годовой грузооборот — 53,6 т.
Расположен на островах дельты реки Нева, в восточной части Финского залива. Включает причалы:
Первый причал состоит из 200 причалов глубиной до 11,9 м. Территориально он делится на 4 района. Включает бассейны:
а также: Василеостровский грузовой, причалы в Ломоносове и Кронштадте.
Большая часть современных крупнейших морских портов в 2020 году находится в Азии. На долю Азии приходится около 70 % крупнейших портов мира, из них около 40 на долю Китая. По крайней мер данная статистика верна по итогам 2019 года. Что будет в 2020 году пока говорить рано, потому что по оценкам экспертов перевозки китайских портов ожидают значительного снижения из-за вспышки эпидемии коронавируса. Наиболее крупные китайские порты по грузообороту в TEU:
Кроме этого, в топ крупнейших портов находятся и некоторые другие азиатские крупные порты: Сингапур и Гонконг, а также порт Пусан в Южной Кореи. Топ 10 замыкает порт Джебель Али в Дубае. Среди морских портов Европы крупнейшим является порт Роттердам в Нидерландах. Ни один из российских портов не вошел в топ 50 крупнейших. Полную таблицу 50 крупнейших портов по грузообороту в контейнерном эквиваленте вы можете увидеть ниже.
Таблица 50 Крупнейших портов мира по грузообороту TEU
1 | Шанхай, Китай | 42,01 | 40,23 | 37,13 | 36,54 | 35,29 |
2 | Сингапур | 36,60 | 33,67 | 30,90 | 30,92 | 33,87 |
3 | Шэньчжэнь, Китай | 27,74 | 25,21 | 23,97 | 24,20 | 24,03 |
4 | Нинбо-Чжоушань, Китай | 26,35 | 24,61 | 21,60 | 20,63 | 19,45 |
5 | Гавань Гуанчжоу, Китай | 21,87 | 20,37 | 18,85 | 17,22 | 16,16 |
6 | Пусан, Южная Корея | 21,66 | 20,49 | 19,85 | 19,45 | 18,65 |
7 | Гонконг, ЮАР, Китай | 19,60 | 20,76 | 19,81 | 20,07 | 22,23 |
8 | Циндао, Китай | 18,26 | 18,30 | 18,01 | 17,47 | 16,62 |
9 | Тяньцзинь, Китай | 16,00 | 15,07 | 14,49 | 14,11 | 14,05 |
10 | Джебель Али, Дубай, ОАЭ | 14,95 | 15,37 | 15,73 | 15,60 | 15,25 |
11 | Роттердам, Нидерланды | 14,51 | 13,73 | 12,38 | 12,23 | 12,30 |
12 | Порт Кланг, Малайзия | 12,32 | 13,73 | 13,20 | 11,89 | 10,95 |
13 | Антверпен, Бельгия | 11,10 | 10,45 | 10,04 | 9,65 | 8,98 |
14 | Гаосюн, Тайвань, Китай | 10,45 | 10,27 | 10,46 | 10,26 | 10,59 |
15 | Сямынь, Китай | 10,00 | 10,38 | 9,61 | 9,18 | 10,13 |
16 | Далянь, Китай | 9,77 | 9,70 | 9,61 | 9,45 | 10,13 |
17 | Лос-Анджелес, США | 9,46 | 9,43 | 8,86 | 8,16 | 8,33 |
18 | Танджунг Пелепас, Малайзия | 8,96 | 8,38 | 8,28 | 9,10 | 8,50 |
19 | Гамбург, Германия | 8,73 | 8,86 | 8,91 | 8,82 | 9,73 |
20 | Лонг Бич, США | 8,09 | 7,54 | 6,80 | 7,19 | 6,82 |
21 | Лаем Чабанг, Таиланд | 8,07 | 7,78 | 7,22 | 6,82 | 6,58 |
22 | Танджунг Приок, Джакарта, Индонезия | 7,64 | 6,09 | 5,51 | 5,20 | 5,77 |
23 | Нью-Йорк-Нью-Джерси, США | 7,20 | 6,71 | 6,25 | 6,37 | 5,77 |
24 | Коломбо, Шри-Ланка | 7,05 | 6,21 | 5,73 | 5,19 | 4,91 |
25 | Инкоу, Китай | 6,50 | 6,28 | 6,08 | 5,92 | 5,77 |
26 | Хошимин, Вьетнам | 6,33 | 6,16 | 5,99 | 5,31 | 6,39 |
27 | Бремен / Бремерхафен, Германия | 5,42 | 5,51 | 5,49 | 5,48 | 5,78 |
28 | Манила, Филиппины | 5,05 | 4,82 | 4,52 | 4,23 | 3,65 |
29 | Порт Джавархарлал Неру, Индия | 5,05 | 4,83 | 4,51 | 4,49 | 4,45 |
30 | Пирей, Греция | 4,91 | 4,15 | 3,73 | 3,37 | 3,59 |
31 | Альхесирас, Испания | 4,77 | 4,39 | 4,76 | 4,52 | 4,56 |
32 | Ляньюньгуан, Китай | 4,75 | 4,72 | 4,70 | 5,01 | 5,01 |
33 | Токио, Япония | 4,57 | 4,50 | 4,25 | — | — |
34 | Мундра, Индия | 4,44 | 4,24 | 4,80 | 2,99 | 2,70 |
35 | Саванна, США | 4,35 | 4,05 | 3,64 | 3,74 | 3,35 |
36 | Джидда, Саудовская Аравия | 4,12 | 4,15 | 3,96 | 4,19 | 4,20 |
37 | Сантос, Бразилия | 4,12 | 3,85 | 3,60 | 3,78 | 3,68 |
38 | Рижао, Китай | 4,00 | 3,24 | 3,01 | — | — |
39 | Колон, Панама | 3,89 | 3,89 | 3,26 | 3,58 | 3,29 |
40 | Феликсстоув, Великобритания | 3,85 | 4,30 | 4,10 | 4,00 | 3,74 |
41 | Сиэтл-Такома, США | 3,80 | 3,70 | 3,62 | 3,53 | 3,43 |
42 | Дунгуань, Китай | 3,50 | 3,91 | 3,64 | — | — |
43 | Тангер Мед, Марокко | 3,47 | 3,31 | 2,96 | — | — |
44 | Барселона, Испания | 3,42 | 2,97 | 2,23 | — | — |
45 | Ванкувер, Канада | 3,40 | 3,25 | 2,92 | — | — |
46 | Салала, Оман | 3,39 | 3,94 | 3,32 | 2,57 | 2,96 |
47 | Фучжоу, Китай | 3,34 | 3,01 | 2,66 | — | — |
48 | Марсашлокк, Мальта | 3,31 | 3.15 | 3,08 | 3,06 | 2,90 |
49 | Нанкин, Китай | 3,23 | 3,17 | 3,08 | 2,94 | — |
50 | Кай Меп, Вьетнам | 3,20 | 3,07 | 2,56 | — | — |
Помимо рейтинга крупнейших мировых портов по грузообороту в TEU, также стоит отдельно выделить рейтинг морских портов по самому большому грузообороту в тоннах. Ниже я привел топ 20 крупнейших морских портов по грузообороту в млн тонн. Как видите здесь лидерство также за Китаем однако сами порты несколько поменялись в позициях. Крупнейший морской порт по грузообороту млн тонн в мире является порт Нинбо-Чжоушань (1.07 млрд тонн).
Таблица 50 Крупнейших портов мира по грузообороту в млн тонн
1 | Нинбо-Чжоушань | Китай | 1077.11 | 922.092 |
2 | Шанхай | Китай | 705.63 | 647.446 |
3 | Сингапур | Сингапур | 626.17 | 593.297 |
4 | Сучжоу | Китай | 607.74 | 573.76 |
5 | Гуанчжоу | Китай | 566.19 | 544.374 |
6 | Таншаньский | Китай | 565.4 | 515.8 |
7 | Qingdao | Китай | 507.99 | 443.978 |
8 | Порт Хедленд | Австралия | 505.33 | 484.51 |
9 | Тяньцзинь | Китай | 502.84 | 428.098 |
10 | Роттердам | Нидерланды | 467.35 | 461.177 |
11 | Далянь | Китай | 451.05 | 318.413 |
12 | Busan | Южная Корея | 400.51 | 349.708 |
13 | Инкоу | Китай | 362.39 | 347.02 |
14 | Рижао | Китай | 360.02 | 350.62 |
15 | Южная Луизиана | США | 307.86 | 237.594 |
16 | Gwangyang | Южная Корея | 291.83 | 283.106 |
17 | Яньтай | Китай | 285.6 | 265.36 |
18 | Гонконг | Гонконг | 281.55 | 256.73 |
19 | Чжаньцзян | Китай | 281.52 | 255.17 |
20 | Хуанхуа | Китай | 269.57 | 245.11 |
Единственный порт на Балтийском море, который не замерзает, расположен в городе Калининграде. Его также можно назвать и одним из самых старейших, ведь первое упоминание о морских воротах у замка Кёнигсберг датируется 14 веком.
Уже к 17 веку власти решили проложить здесь дамбу для удобства судоходства. Первый пароход пришвартовался в Кёнигсберге в 19 веке.
С самого начала своего основания порт играл важнейшую роль в отношениях Германии и России. Через него за рубеж шло огромное количество русских товаров – от зерна и льна до бобовых. Поставок было настолько много, что на территории порта пришлось строить дополнительные склады зернохранилища и мельницу.
После сильных разрушений в войну порт быстро был восстановлен и стал одним из первых предприятий в городе, которое начало функционировать.
Один из самых молодых портов в нашем рейтинге – «Восточный» – был открыт в 1973 году. Предприятие построилось за рекордные сроки: проектные работы были объявлены в 1968 году. Стройку назвали приоритетной и бросили на нее все силы, для удобства рабочих даже возвели небольшой город-спутник.
Работы на порту продолжаются до сих пор. Так, первая очередь угольного терминала заработала еще в 1978 году, вторая – спустя 20 лет, а третья очередь была сдана совсем недавно – в сентябре 2019 года.
Решение о строительстве порта «Приморского» принималось в конце 20 века. Тогда власти обратили внимание на то, что мощностей балтийских портов не хватало.
Кроме того, «ворота» в Калининграде не имели сообщения со страной по суше и находились таким образом отдельно. Такая ситуация вынуждала платить другим странам за использование их территорий и портов. В 1993 году было решено построить три новых порта – одним из них стал Приморский.
Его по плану сделали нефтеналивным по примеру крупнейшего порта времен СССР в Латвии. Первая очередь была сдана уже в начале 2000-х годов. Сейчас число причалов, на которые могут пришвартоваться танкеры, увеличилось до 4.
Российский город на берегу Финского залива, где функционирует самая значительная нефтеналивная гавань Северо-Западного региона Российской Федерации. Она является конечной точкой Балтийской трубопроводной системы. Годовой оборот — 57,6 млн тонн. Размещена бухта в Финском заливе Балтийского моря, недалеко от города Приморск.
Здесь обслуживаются танкеры дедвейтом до 150 000 т. и осадкой до 15,5 см. На территории Приморских морских ворот установлено 18 резервуаров емкостью до 50 000 тонн, предназначенных для хранения нефти. Также имеются емкости для хранения светлых нефтепродуктов, резервуары аварийного сброса.
Крупнейший российский порт в Санкт-Петербурге фактически состоит их двух: первый занимается торговым мореплаванием, а второй – пассажирами. Он растянулся на дельту Невы на востоке Финского залива.
Порт отличается огромным количеством причалов, объяснимым для его внушительных размеров – торговым, лесным, рыбным, судоремонтным, нефтеналивным терминалом и другими. Всех их объединяет сложная система каналов.
Этот объект не зря называют Большим портом Санкт-Петербурга. Являясь крупнейшим северо-западным портом России, способным обрабатывать 5 миллионов двадцатифутовых эквивалентов ежегодно, торговый центр Санкт-Петербурга, безусловно, оправдывает свое название. За 2020 год через объект прошло более 55 млн тонн грузов. Только порт Приморск, являющийся специализированным нефтегазовым терминалом, переваливает по всему региону больший объем грузов (2020 г. — свыше 60 млн тонн).
Это также один из крупнейших портов Балтийского моря. Спрятанный среди Невской губы Финского залива, порт является незаменимыми воротами в Скандинавию, Европу, а также другие страны. Он хорошо поддерживается логистическими объектами, включая выделенные железнодорожные терминалы, непосредственную близость к автомагистралям, включая аэропорт Пулково.
Порт Санкт-Петербурга насчитывает 200 причалов, способных принимать танкерные и контейнерные перевозки. Общая акватория самого порта составляет 629,9 тысячи квадратных метров, а глубина у самых глубоких якорных стоянок составляет 25 метров.
{{bottomLinkPreText}}{{bottomLinkText}} This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit).
Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.
{{current.index+1}} of {{items.length}}
Thanks for reporting this video!
Please help us solve this error by emailing us at
Let us know what you’ve done that caused this error, what browser you’re using, and whether you have any special extensions/add-ons installed.
Thank you!
Финский залив богат на российские порты, и Усть-Луга тому лишнее подтверждение. Его история началась с 16 века, когда Россия поняла нехватку собственных ворот на Балтийском море.
Первый русский порт на берегах Балтики строился по указу Ивана Грозного. Важнейшая задача была реализована в самые короткие сроки – за три месяца. После этого в системе торговли начался переворот – царь запретил купцам продавать товары в Ревеле или Нарве, отмечая, что они должны общаться с немцами «на своей земле». Но долго прообраз первого порта не просуществовал – поражение в Ливонской войне забрало у России прибалтийские земли.
Повторно порт здесь был возведён лишь в 30-е годы 20 века, но и опять не с первого раза – война разрушила предприятие, и закончить стройку смогли лишь после ее окончания.
Курортный Геленджик наложил отпечаток и на собственный морской порт. Причалы летом пользуются популярностью из-за морских прогулок, невероятно востребованных среди туристов. Экскурсионная программа включает в себя и встречу с дельфинами.
В остальное время года порт сосредоточен на выполнение заказов по грузовым судам. Пассажирские суда также заходят в гавань, но Геленджик не принимает международные рейсы, которые перенаправляются в Туапсе.
Как Россия увеличивает темпы развития морских портов. Каковы планы России по развитию и строительству новых морских портов и портовой инфраструктуры. Какие морские порты Россия планирует построить в ближайшие годы. Как Россия планирует увеличить грузооборот морских портов.
На северо-западе России находится Мурманск. Это крупнейший город за Северным полярным кругом. Он занимает территорию восточного скалистого побережья Кольского залива (Баренцево море). Здесь находятся одни из самых больших незамерзающих в России морских ворот, которые являются основой экономики Мурманска. Грузооборот составляет 51,7 миллионов тонн. К нему прописаны все атомные ледоколы страны. Состоит из трех частей:
За последние годы бухта увеличила экспорт каменного угля, минеральных ресурсов, для хранения и приема которых есть вся необходимая инфраструктура. В 2015 году к 100-летию порта был открыт музей.
Величина грузооборота крупнейших портов за 2011 год:
Крупнейшие порты России (с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)
Крупнейшие порты Ленинградской области
(с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)
Крупнейшие порты Ростовской области
(с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)
Крупнейшие порты Краснодарского края
(с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)
Крупнейшие порты Сахалинской области
(с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)
Крупнейшие порты Приморского края
(с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)
Как Россия планирует развивать морские порты Арктики до 2030 года. Что известно о модернизации портовой инфраструктуры в арктической зоне России. Какие порты модернизируются в России. Какие новые терминалы будут построены в морских портах России
Северные порты России в своем перечне имеют один из самых больших – Якутский речной порт. Основанный в 1959 году, он на протяжении всей истории своего существования выполняет важную миссию – обеспечивает Якутию и близлежащие районы народнохозяйственной продукцией.
Также Якутский речной порт осуществляет пассажирские перевозки. Не менее важную часть его работы составляет и доставка автомобилей, металлических изделий, каменного угля, строительных материалов в северную часть Красноярского края.
Порт предоставляет услуги и по переработке поступающих грузов, имея ряд предприятий, работающих на него. Отсюда следует, что он обеспечивает рабочими местами большую часть населения.
В перечень услуг порта также входит и добыча, и производство строительных материалов.
К 2020 году грузооборот всех морских портов России составил 840.3 млн тонн (за 2019 год). Таким образом общий грузооборот России вырос за последние 10 лет практически в два раза (график выше). 464 млн тонн составил объем наливных грузов и 376 млн тонн объем сухих грузов. Среди всех грузов отдельно выделяется транспортировка угля (176 млн тонн), сырая нефть (276.1 млн тонн), нефтепродукты (149 млн тонн), грузы в контейнерах (56.5 млн тонн) и транспортировка зерна (38.6 млн тонн).
Наибольшая доля российского грузооборота приходится на порты Азово-Черноморского и Балтийского бассейна:
Полный список наиболее крупных морских портов России представлен в таблице ниже. В список вошло 25 крупнейших порта каждого из бассейнов, статистика грузооборота указана в млн тонн. Так, бессменным лидером является Новороссийский морской порт, его грузооборот в 2019 году составил 156 млн тонн. Наиболее быстрые темпы роста грузооборота у порта Сабетта. Всего за несколько лет с 2013 года порт вошел в топ 10 портов России, и на 2019 год его грузооборот составил 27.6 млн тонн. Также перспективными являются и другие порты Северного Морского пути.
1 | Новороссийск | 156.826 |
2 | Усть-Луга | 103.852 |
3 | Восточный | 73.54 |
4 | Мурманск | 61.93 |
5 | Приморск | 61.024 |
6 | Санкт-Петербург | 59.9 |
7 | Ванино | 31.44 |
8 | Сабетта | 27.68 |
9 | Находка | 25.58 |
10 | Туапсе | 25.2 |
11 | Владивосток | 23.92 |
12 | Кавказ | 20.92 |
13 | Высоцк | 19.4 |
14 | Пригородное | 16.05 |
15 | Ростов-на Дону | 16.03 |
16 | Тамань | 15 |
17 | Де-Кастри | 13.57 |
18 | Калининград | 11.1 |
19 | Азов | 10.4 |
20 | Шахтерск | 8.8 |
21 | Посьет | 7.7 |
22 | Варандей | 7.17 |
23 | Махачкала | 4.7 |
24 | Архангельск | 2.7 |
25 | Астрахань | 2.2 |
Город на юге страны в Краснодарском крае, занимает территорию побережья Цемесской бухты Черного моря. Новороссийск обладает важным транспортным центром, где располагается самый большой порт страны, военно-морская база Черноморского флота. Включает грузовые, пассажирские, нефтеналивную гавань. Грузооборот — 147,4 млн тонн ежегодно. Находится на северо-востоке Краснодарского края, в незамерзающей Цемесской бухте. Работает круглый год, но иногда деятельность прерывается в зимний период, во время холодного порывистого ветра бора, который опасен для судов.
Глубина вдоль наливных терминалов позволяет принимать танкера дедвейтом до 250 000 тонн. Вся бухта делится на районы, в каждом из которых сосредоточена отдельная специализация. Новороссийский является рекордсменом среди всех портовых зон России по протяженности причальной линии, которая в длину достигает 8,3 км.