Для выполнения доставки газообразного груза в назначенный пункт требуется предварительная его обработка к перемещению. Сырье транспортируют, предварительно очистив его от посторонних вкраплений:
На этом удаление примесей не заканчивается. Обязательным является выведение излишков влаги из подготавливаемого сырья. В противном случае, во время применения газ может начать кристаллизоваться, что в свою очередь, приведет к закупориванию трубы.
Учитывая, что после тщательной очистки груз становится бесцветным и без запаха, то обязательным критерием подготовки становится добавление ароматизаторов. Именно благодаря специфическому запаху можно определить утечку и предотвратить последствия.
Поставка природного газа осуществляется разными способами, в зависимости от требований и удаленности получателя (государства, города или острова). Наиболее распространенным все же является автомобильный транспорт, но есть и другие методы. Например, доставка по воде в специальных танкерах.
Танкер это судно, при помощи которого возможно перевезти сжиженный газ на дальние расстояния по воде. Уровень развития морского транспорта это очень даже позволяет.
Однако, у такого типа доставки имеются свои плюсы:
Есть и минусы:
Перевозка природного топлива танкерами снижает популярность за счет более удобной и безопасной, а следовательно и окупаемой доставки по трубам.
Популярность доставки природного газа при помощи специального трубопровода практически наравне с автотранспортом. Уникальность такого способа состоит в том, что качественно собранный трубопровод выдерживает внутреннее давление не менее 75 атмосфер.
А грамотно подобранное сечение труб позволяет транспортировку газа до конечного потребителя без опасности протечки или разгерметизации. Для контроля герметичности стыков труб и внутреннего давления магистрали используют компрессорные станции, которые располагают в специально оборудованных точках, с защитой от вторжения.
У трубопроводов имеются как преимущества, так и недостатки:
Преимущества
Недостатки
Касаемо климатических условий той территории, где планируется или уже расположен трубопровод. В условиях сильных морозов сохранение герметичности весьма важно и сложно. Несмотря на скорость, трение при повышении трения и скорости перекачки увеличивается, что часто грозит прорывом и, соответственно, утечкой.
В зависимости от сложности способа доставки газа в исходном или сжиженном состоянии разнятся и тарифы на оплату пользования природным топливом. Тарификацию производит компания, которая предоставляет газ населению, то есть организация-владелец газовой магистрали.
Формирование происходит из:
Для контроля тарифов на пользование газом в 2000 году правительство создало регламентирующий документ, на который основываются все ценообразователи.
Регулярность и величину сборов на оплату транспортировки также регламентируется Правительством с 2019 года.
При перевозке газа автомобильным транспортом, сырье обязательно проходит процедуру сжижения. Процесс заключается в том, что природный газ охлаждают до -160°C. При этом его объем увеличивается более, чем в 600 раз. Сжиженное топливо перекачивают в емкости, в которых предстоит транспортировка.
Для природного газа автомобильными ТС применяется два типа доставки:
Для каждого метода характерны определенные особенности, преимущества и даже отрицательные моменты.
Развитый речной и морской транспортный флот нашей страны позволяет перевозить сжиженный газ на судах. Особенно эффективны в этом отношении морские танкеры.
Плюсы водной транспортировки:
Минусы использования водного транспорта:
Танкер
Как следует из текста постановления, новые, «минимальные», тарифы, рассчитанные НКРЭКУ, вступают в силу аж с 1 января 2021 года. Таким образом, весь этот год тем потребителям, кто получает заоблачные платежки, придется получать их и, соответственно, оплачивать до следующего Нового года. Впрочем, само постановление еще окончательно не принято, и эксперты допускают, что из-за-спешки случилась ошибка.
«На 90% я склоняюсь к тому, что это ошибка, учитывая тот резонанс, который вызвала вся эта история с платежками. Какой сыр-бор поднялся за то, чтобы люди не платили, было бы странно переносить это на следующий год», – прокомментировал UBR.ua сооснователь Фонда энергетических стратегий Юрий Корольчук.
ГТС компании «Газпром» считается самой крупной в мире. Основная ее часть включена в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) страны. Эти линии связывают между собой газовые скважины, предприятия по переработке сырья, специальные хранилища и точки потребления по всем уголкам России.
Наличие централизованного управления, множества ответвлений и параллельных линий обеспечивает ЕСГ максимальную надежность и способность обслуживать своих клиентов даже в условиях пиковых нагрузок. Общая длина магистралей в РФ – 173 тыс. км. В состав системы входит 254 компрессорных модуля, имеющих суммарную мощность в районе 50 тыс. МВт.
Технология производства сжиженных газов начинается с добычи и завершается закачкой в хранилища. Перед последним этапом углеводороды проходят процесс очистки от следов нефти, воды и соединений серы. Главное условие поддержания жидкого состояния газа заключается в предотвращении теплообмена с атмосферным воздухом посредством нагревания стенок сосуда. Поэтому емкости для его хранения делаются по типу термосов, с двойными стенками.
Выбор вида транспорта, который будет перевозить сжиженный газ, зависит от многих факторов. Одними из определяющих являются местоположение получателя и дальность транспортировки. Вещество доставляют по трубопроводам, в баллонах или цистернах, автомобилями или по железной дороге, морскими или речными судами.
Морские корабли-газовозы могут быть рефрижераторными, полунапорными и напорными
При организации перевозки сжиженного газа этим видом транспорта надо принимать во внимание совместимость конкретного газа с материалами корпуса судна. А также помнить, что груз обладает свойствами жидкости и потому может нарушить остойчивость корабля
Его всплескивание способно причинить серьезные разрушения. Точно так же аварийная ситуация может возникнуть из-за самопроизвольного перемешивания, вследствие которого резко поднимается давление в емкости и усиливается парообразование. Чтобы этого не допустить, в резервуарах газовозов ставят продольные перегородки.
Перевозка сжиженного газа автомобилями выполняется на небольшие расстояния. Для регламентации этого процесса изданы соответствующие нормативные документы. Полные баллоны проверяются и маркируются. После этого их кладут в горизонтальном положении на деревянные поддоны с вырезанными в них полукруглыми углублениями. Перевозить баллоны вертикально разрешается только в том случае, если они зафиксированы веревками или резиновыми кольцами.
Можно доставлять сжиженный газ наливом в цистернах. Паспорта емкостей регистрируются в Госгортехнадзоре РФ. Каждая цистерна должна быть оборудована предохранительными клапанами, запорными устройствами, уровнемерами и манометрами. При наличии заправочной установки, автоцистерна может не только служить для перевозки сжиженного газа, но и работать в качестве заправщика.
Марка и модель машины для доставки сжиженного газа определяется в зависимости от дальности поездки, веса груза и состояния дорог. В автомобиле должен быть огнетушитель и защитный тент. На транспорт наносятся соответствующие опознавательные знаки. На линию выпускаются только автомобили в безупречном рабочем состоянии, прошедшие техосмотр. Во время движения необходимо соблюдать предписанный правилами скоростной режим. Интервал между машинами — не менее 50 метров.
По железной дороге перевозится сжиженный газ, не требующий охлаждения. В этом случае вещество можно транспортировать на большие расстояния. На каждый вагон-цистерну должна быть установлена труба для отвода испарений и предохранительные клапаны, на случай повышения давления в емкости.
Во всех случаях на перевозку сжиженного газа оформляются соответствующие сопроводительные документы.
Имея хорошие энергетические характеристики и высокое октановое число, сжиженный газ используется не для одной лишь газификации населенных пунктов и объектов промышленности, но и как моторное топливо на различных видах транспорта. Физико-химические, энергетические и экологические свойства природного газа делают его довольно перспективным видом топлива, использование которого может дать ощутимый положительный эффект в некоторых вопросах. Экологическая безопасность и топливная экономичность двигателей, работающих на природном газе, снижение износа деталей газового двигателя, уменьшение расхода масла — вот характерные особенности.
Перевозка сжиженного газа автотранспортом проводится, как гласит регламент поставок, только до заправочной станции. Но это открывает возможность транзита лишь малого объема сырья, поэтому для доставки большого количества газа он не подходит. К тому же состояние транспортного средства должно отвечать всем современным требованиям и быть практически идеальным.
На машину ставится знак со специальной информацией, которая даст понять другим водителям о транзите особо опасного груза. На задней части кузова машины размещается ещё один распознавательный спецзнак. При совершении различных маневров прочие водители, которые передвигаются сзади, будут в курсе того, что перед ними едет транспортное средство с опасным грузом.
Подготовка газа к транспорту играет немаловажную роль в логистической операции. Так, цистерна, в которой перевозится опасный ресурс, в обязательном порядке должна быть помечена надписью «Огнеопасно». При этом на ней должна указываться вся информация о перевозимом сырье.
В ходе осуществления интернациональной поставки по бокам емкости с багажом также наносятся опознавательные знаки спецназначения. Кузов авто для таких доставок должен быть оборудован специальным оснащением. Резервуары аккуратно закрепляются, чтобы при движении машины они оставались в недвижимом положении. Конструкция для перевозки ресурса должна сохранять герметичность все время перевозки.
Транспортировка может быть опасной, в случае если объем провозимого сырья превышает установленные нормы. Поэтому транзит баллонов для личного применения государством не запрещается, но регламентируется. При этом проверка герметичности резервуара является обязательным для выполнения условием.
Все это говорит о том, что подготовка природного газа к транспортировке, как и сам процесс доставки, должны строго контролироваться ответственными структурами и самими перевозчиками. Газообразные вещества могут представлять опасность для живых организмов. Именно потому должны соблюдаться все условия при их перевозке.
В настоящее время основным видом транспортировки природного газа является трубопроводный. Газ под давлением 75 атмосфер движется по трубам диаметром до 1,4 метра. По мере продвижения газа по трубопроводу он теряет энергию, преодолевая силы трения как между газом и стенкой трубы, так и между слоями газа. Поэтому через определённые промежутки необходимо сооружать компрессорные станции (КС), на которых газ дожимается до 75 атм.
Чтобы энергетически обеспечить транзит газа по трубопроводу, дополнительно нужен так называемый «технический», или, используя правильный термин, топливный газ, необходимый для работы газоперекачивающих станций.
Для транспортировки газа в сжиженном состоянии используют специальные танкеры — газовозы.
Это специальные корабли, на которых газ перевозится в сжиженном состоянии при определенных термобарических условиях. Таким образом, для транспортировки газа этим способом необходимо протянуть газопровод до берега моря, построить на берегу сжижающий газ завод, порт для танкеров, и сами танкеры. Такой вид транспорта считается экономически обоснованным при отдаленности потребителя сжиженного газа более 3000 км.
В сфере сетевого газа поставщики жестко привязаны к потребителям трубопроводами. И цены на поставки определяются долгосрочными контрактами. Примерно такие же отношения сложились сегодня и в секторе СПГ. Около 90% СПГ тоже реализуется на основе долгосрочных контрактов.
Поставщики СПГ выигрывают за счет экономии на морских перевозках. При благоприятных условиях цена поставки газа танкером может быть ниже цены поставки по газопроводу почти на порядок. Сравнение транспортных расходов с использованием СПГ и газовозов показывает, что при увеличении расстояния транспортировки расходы увеличиваются гораздо более низкими темпами, подтверждая привлекательность нового рынка сжиженного природного газа. Напротив, прокладка как наземных, так и подводных трубопроводов с ростом расстояний увеличивает себестоимость традиционного природного газа гораздо быстрее.
В нашей стране большая часть природного газа доставляется потребителю посредством трубопроводов. Для газовых магистралей характерно значительное сечение и способность выдерживать внутреннее давление от 75 атм. Для его поддержания на нужном уровне используются компрессорные станции.
Компания «Газпром» делает все необходимое, чтобы ее газотранспортная система была максимально надежной. Для этого применяются эффективные способы диагностики, своевременно осуществляются ремонтные и обслуживающие мероприятия. За основу работы руководство компании берет инновационные приемы управления и контроля за техническим состоянием и герметичностью ГТС.
К несомненным достоинствам транспортировки природного газа посредством трубопроводов можно отнести следующее:
Имеются у этого метода и некоторые минусы:
Тарификация используется компаниями, владеющими газовыми магистралями.
На формирование тарифа на услуги по транспортировке газа оказывают влияние следующие факторы:
При расчете тарифов за основу берется документ, разработанный по заказу Кабинета Министров в 2000 году. Расчет надбавок на транспортировку регулирует постановление Правительства РФ №179 от 21.02.2019.
На сегодняшний день природный газ является наиболее экономичным, экологичным и безопасным топливом. Природный газ — это фактически готовое моторное топливо, поэтому он гораздо дешевле бензина и дизельного топлива. При этом двигатель такого транспортного средства соответствует высочайшим стандартам — Евро-5 и Евро-6. Согласно классификации МЧС, природный газ относится к самому безопасному классу горючих веществ.
Увеличенная фотография (JPG, 238,7 КБ)
В качестве моторного топлива используется природный газ двух видов: компримированный (КПГ) и сжиженный (СПГ).
Целевые сегменты рынка:
«Газпром» создает новые транспортные мощности для поставок газа из новых регионов добычи, расширяет существующие газотранспортные коридоры, диверсифицирует маршруты транспортировки газа.
Как транспортируют природный газ
Приоритетными газотранспортными проектами в настоящее время являются:
Что такое сжиженный природный газ
Одной из стратегических задач для «Газпрома» является увеличение объемов сжиженного природного газа (СПГ) в портфеле компании. СПГ — инструмент, который обеспечит «Газпрому» значительное расширение спектра новых доступных рынков и наращивание экспорта.
В рамках наращивания собственного производства СПГ реализуются проекты создания 3-й технологической линии проекта «Сахалин-2» (до 5,4 млн т в год) и «Балтийский СПГ» (10 млн т в год).
Как хранят газ и что такое ПХГ
Перспективные планы компании предусматривают развитие подземного хранения газа на территории России и за рубежом.
Стратегическая цель развития российских ПХГ — достижение объема суточного отбора газа на уровне 1 млрд куб. м.
Для достижения указанной цели планируется:
На Востоке России планируется создание подземных хранилищ гелиевого концентрата, которые необходимы для решения задачи комплексного освоения месторождений региона.
Задачей развития подземного хранения газа за рубежом является наращивание мощностей ПХГ Группы «Газпром» в зарубежных странах до достижения активной емкости не менее 5 % от годового объема экспортных поставок в срок до 2030 года. При этом приоритет отдается собственным мощностям ПХГ, то есть инфраструктурным объектам с долевой собственностью Группы «Газпром», расположенным за рубежом.
www.gazprom.ru
Для транспортировки газа широко используют и танкеры — газовозы. Это специальные суда, на которых газ перевозится в сжиженном состоянии в специализированных емкостях при температуре от −160° до −150°С. Чтобы газ сделать сжиженным, его охлаждают при высоком давлении. В зависимости от потребностей природный газ можно сжать в 600 (!) раз. Для танкерной транспортировки газа нужно «всего ничего» — протянуть газопровод до ближайшего побережья, построить на берегу терминал для сжижения и закачки газа на танкеры, ну и сами танкеры.
Такой метод транспортировки значительно экономичнее трубопроводного при условии, что до потребителя газа более 2 000 – 3 000 км, так как основную стоимость составляет не транспортировка, а погрузочно-разгрузочные работы.
Ямал — Европа
Обеспечивает экспортные поставки газа с месторождений Западной Сибири в страны Восточной и Западной Европы через Белоруссию. Российская часть газопровода начинается в Торжке, имеет длину 402 км. Диаметр труб — 1420 мм. Проектная мощность — 32,9 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 1999—2006 годах.
Уренгой — Помары — Ужгород
Обеспечивает экспортные поставки газа с месторождений Западной Сибири в страны Восточной и Западной Европы через Украину. Длина российского участка — 3291 км. Диаметр труб — 1420 мм. Проектная мощность — 32 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 1983 году.
Бованенково — Ухта (две нитки)
Обеспечивает транспортировку газа с месторождений Ямала. Состоит из двух ниток (очередей) длиной около 1200 км каждая. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 120 атм. Проектная мощность — 197,5 млрд м³ в год. Введен в эксплуатацию в 2012 году (первая очередь) и в 2017 году (вторая очередь).
Сахалин — Хабаровск — Владивосток
Обеспечивает транспортировку газа с месторождений Сахалина в Хабаровский и Приморский края. Длина газопровода — более 1800 км, давление — 100 атм. Диаметр труб — 1220 мм и 700 мм. Проектная мощность первой очереди — 5,5 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 2011 году.
Северные районы Тюменской области — Торжок
Обеспечивает транспортировку газа с месторождений Тюменской области в центр Европейской части России и далее потребителям Северо-Западного региона, а также для заполнения экспортного газопровода «Ямал-Европа». Длина газопровода — 2200 км. Проектная мощность на разных участках — 20,5-28,5 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 2006—2012 годах.
Ухта-Грязовец (2 нитки)
Обеспечивает транспортировку газа с месторождений Ямала и Западной Сибири в центр Европейской части России и далее потребителям Центра и Северо-Западного региона, а также на экспорт. Состоит из двух ниток длиной 970 км каждая. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 100 атм. Проектная мощность — 90 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 2012 году (первая очередь) и в 2018 году (вторая очередь).
Грязовец — Выборг
Является сухопутной частью газопровода «Северный поток». Длина — 900 км, диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 100 атм. Проектная мощность — 55 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 2011—2013 годах.
Уренгой — Центр (2 нитки)
Две нитки длиной 3211 и 3035 км соответственно. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1983-1984 годах.
Ямбург — Елец (2 нитки)
Две нитки длиной по 3146 км. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1986-1987 годах.
Ямбург — Западная граница («Прогресс»)
Обеспечивает экспортные поставки в Европу через Украину. Длина 4366 км (включая участок на территории Украины). Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Проектная мощность — 26 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 1987 году.
Оренбург — Западная граница («Союз»)
Обеспечивает экспортные поставки в Европу через Украину. Длина 2677 км (включая участки на территории Казахстана и Украины). Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Проектная мощность — 26 млрд м³ в год. Введён в эксплуатацию в 1980 году.
Ямбург — Тула (2 нитки)
Две нитки длиной 2946 и 2146 км. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1988-89 годах.
Ямбург — Поволжье
Длина 2730 км. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1990 году.
Уренгой — Петровск
Длина 3000 км. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1983 году.
Уренгой — Новопсков
Длина 3609 км. Диаметр труб – 1420 мм, давление газа – 75 атм. Введён в эксплуатацию в 1983 году.
Сила Сибири
Должен обеспечивать поставку газа Чаяндинского и Ковыктинского месторождений потребителям Дальнего Востока России, а также на экспорт в Китай. Длина около 3000 км. Диаметр труб — 1420 мм, давление газа — 100 атм. Ввод в эксплуатацию запланирован на конец 2019 года
Доставка бытовых и технических газов в автомобильных цистернах строго регламентируется:
Одним из главных критериев в транзите любого груза является стоимость. В большинстве случаев доставка сжиженного газа автотранспортом — самый дорогостоящий метод. Используется же потому, что разветвленность и протяженность автодорог намного больше, чем жд или водных.
Природный газ даже в сжиженном состоянии легко воспламеняем и взрывоопасен. Поэтому для транспортировки данного вещества используются автомобильные цистерны спец назначения. Возможность же перевозки топлива в сжиженном состоянии относит этот груз к разряду наливных.
Для перевозки сжиженного газа (СГ) разрешено применять только сертифицированные емкости, которые учтены государством. Для постановки на учет транспорта с цистерной потребуется обратиться в Госгортехнадзор.
При использовании спец емкости для доставки СГ в пункт назначения контроль изнашивания обязателен. Самое оптимально проверять уровень износа цистерны раз в 1-2 года, максимум раз в 3 года.
При изготовлении автомобильной цистерны для транспортировки наливных грузов разного класса опасности используется самая прочная и проверенная в надежности термоизоляция. Помимо этого автомобильная цистерна должна быть оборудована:
Для транзита сжиженного газа разрешено использовать цистерны цилиндрической формы, изготовленные из нержавеющей стали, оборудованные специальными защитными механизмами для защиты от перегревания при активном солнечном свете. Допустимая температура груза внутри цистерны варьируется в диапазоне от -40°С до +50°С.
Наличие контролирующего оборудования обеспечивает постоянное наблюдение за давлением внутри резервуара со сжиженным газом. Оптимально давление равно 16 атмосферам.
Регламент на изготовление автомобильных цистерн для транспортировки сжиженных газов осуществляет ГОСТ 21561-76. На основании этого контролирующего документа цистерна принимается в эксплуатацию, если соблюдены следующие правила:
Соблюдение данного регламента обеспечивает высокое качество автомобильных специальных резервуаров для сжиженных газов и веществ по высоким давлением.
Для транспортировки СГ важным критерием становится маркировка цистерны. Именно этот тип оснащения подскажет остальным участникам дорожного движения о том, что перевозится в данной емкости. Маркировка содержит:
Не менее серьезные требования предъявляются и к тягачам цистерн с опасным грузом. Так, например, для каждого транспортного средства, осуществляющего перевозку СГ, обязательно оснащение системой ABS. Также для абсолютно всех автомобилей необходимостью является возможность контроля GPS/ГЛОНАСС. Это позволяет выполнять контроль маршрута, а также скорости и своевременности прибытия в конечную точку потребления сжиженного газа. Чаще всего газ в автоцистернах перевозят для последующего слива на АЗС. Естественно, для качественного и быстрого сброса топлива требуется соответствующая система запорных механизмов и датчиков контроля и измерения.
Для быстрого и безопасного сброса сжиженного топлива в месте прибытия используется соответствующий механизм. Сливной узел представляет собой четыре крана шарового типа, три используют для закачки и слива топлива из цистерны, а один для удаления лишних испарений. Контроль сброса паров необходим, чтобы не вызывать избыточное внутреннее давление и избегать взрывоопасных ситуаций.
При поставке сжиженного топлива в частные организации, для перекачки из чистерны в резервуар потребителя используют специальные заправочные рукава, которыми должна быть оснащена цистерна. Контролируя процесс через пульт управления, оператор принимающей организации быстро и без утечек сливает топливо в необходимые емкости хранения.
И, конечно же, принятие защитных мер по недопущению или быстрому снижению давления внутри цистерны. Для этих целей обязательна установка дифференциального клапана, исправность которого очень важна для установок при перевозке СГ.
Помимо автомобильных специализированных резервуаров — цистерн, для транзита сжиженного газа используют металлические баллоны. Баллоны оснащают специальным краном с трубкой, нижний уровень который расположен на уровне заполнения баллона на 85%. Максимальное же значение наполненности баллона составляет 90%.
Для транспортировки газовых баллонов установлены и действительны следующие требования:
При погрузочно-разгрузочных работах возле транспорта с газовыми баллонами строго запрещено курить и использовать открытый огонь.
Для трансфера сжиженного газа любым способом утверждены требования, которые неукоснительно должны соблюдаться.
Первые газопроводы появились в Китае в начале новой эры. Для передачи природного газа использовались бамбуковые трубы. Мало кто знает, но песня Александра Буйнова «Я бамбук, пустой бамбук…» была посвящена именно этим событиям 🙂
В конце XVIII века в Европе для транспортировки газа стали применяться чугунные трубы. В 70-ые годы XX века в СССР сформировалась самостоятельная транспортная отрасль – единая система газоснабжения. Развитие сети трубопроводов опережало приросты добычи газа. В 1986 году по трубопроводам транспортировалось 1/3 от общего грузооборота страны, более 2/3 всего топлива Советского Союза.
Каждый год трубопроводная сеть увеличивается. Благодаря техническому прогрессу пропускная способность отдельных газопроводов достигает 30-45 млрд м³/год. При этом трубопроводный транспорт остаётся одним из наиболее чистых в экологическом отношении видов транспорта.
В 80-х гг. трубопроводы диаметром более 1м выходят на первый план, средняя дальность перекачки нефти и газа превышает 1000 км, длина отдельных трубопроводов достигает 4-5 тысяч км